8(495)181-52-83, 8(985) 939-15-17,

8(926)633-05-53 (WhatsApp)

107014, Москва, ул.Жебрунова, дом 6, стр. 1 оф.300/8

Об изменении порядка взаимодействия ТУ Росреестра с саморегулируемыми организация по результатам мониторинга деятельности кадастровых инженеров

Уважаемые кадастровые инженеры!

Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» (далее – Ассоциация) напоминает, что 25 мая 2022 года под председательством заместителя руководителя Росреестра Громовой Т.А. состоялось организованное центральным аппаратом Росреестра совещание с профессиональными участниками кадастровой деятельности (далее – Совещание).

Основная цель совещания – довести до сведения профессионального сообщества задачи Росреестра по снижению числа приостановок/отказов в ГКУ, а также выработанный порядок взаимодействия ведомства с саморегулируемыми организациями при осуществлении мониторинга деятельности кадастровых инженеров.

В рамках совещания профессиональному сообществу кадастровых инженеров так же предоставлено для ознакомления поручение руководителя Росреестра О.А. Скуфинского от 22.04.2022 № ОС-035/22, адресованное структурным подразделениям Росреестра и устанавливающее новый порядок предоставления в СРО сведений о допущенных нарушениях (далее – Поручение).

Росреестром сформирован печень наиболее частых ошибок и нарушений, в результате которых выносится решение о приостановлении или отказе в ГКУ, так называемый Топ-10 типовых ошибок (см. приложение № 2 к вышеуказанному Поручению). Территориальным Управления Росреестра предписано вести мониторинг деятельности кадастровых инженеров и направлять ежемесячно сведения о приостановках/отказах в адрес саморегулируемых организаций для проведения внеплановых проверок с последующим применением мер дисциплинарного воздействия по ошибкам ТОП-10.

ТОП-10 ТИПОВЫХ ОШИБОК (ПОРУЧЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ОТ 22.04.2022 № ОС-035/22)

Основные замечания к межевому плану / техническому плану, подготавливаемым кадастровыми инженерами

 

№ п/п

Вид документа

Основание приостановления, предусмотренное Законом
№ 218-ФЗ

Выявленное замечание

Рекомендации по устранению причин приостановления

 
 

1

2

3

4

5

 

1.

межевой план

пункт 20 части 1 статьи 26

Границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. Способ выявления: автоматический, средствами ФГИС ЕГРН.

Осуществить проверку данных, внесенных в межевой план.
В межевом плане привести сведения для исправления реестровой ошибки.
Либо в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" сообщить о наличии реестровой ошибки. Предложить вариант устранения выявленного пересечения границ.

 

2.

пункт 28 части 1 статьи 26

Размер и площадь образуемого земельного участка  не соответствуют требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, установленных утвержденными правилами землепользования и застройки. Способ выявления: аналитический, посредством «ручных проверок».

Руководствоваться нормами Правил землепользования и застройки и подготовить межевой план, соответствующий градостроительным регламентам территориальной зоны.

 

3.

пункт 7 части 1 статьи 26

В межевом плане отсутствуют сведения о кадастровых (условных или инвентарных) номерах расположенных на земельном участке объектов капитального строительства. Способ выявления: посредством ФГИС ЕГРН, анализ межевого плана.

Отразить в межевом плане информацию о наличии объектов недвижимости на образуемом земельном участке в соответствии с п. 35 Требований № 921.

 

4.

пункты 7, 25 части 1 статьи 26

Нарушен порядок согласования местоположения границ земельного участка (ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», далее - Закон № 221-ФЗ). Анализ сведений ЕГРН.

Осуществить процедуру согласования местоположения границ уточняемого (образуемого) земельного участка с учетом положений ст. 39 Закона № 221-ФЗ.

 

5.

пункт 26 части 1 статьи 26

Не обеспечен доступ к образуемым земельным участкам.
Способ выявления: анализ межевого плана, сведений ЕГРН.

Для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, необходимо представить в орган регистрации прав документ, свидетельствующий об обеспечении доступа к образуемым земельным участкам.

 

6.

пункт 7 части 1 статьи 26

В разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана отсутствует (либо приведено некорректно) обоснование изменения площади, конфигурации земельного участка, местоположения уточненных границ земельного участка или не содержится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка в связи с наличием реестровой ошибки.
Способ выявления: проведение правовой эспертизы (анализ представленных документов и сведений ЕГРН)*.

Представить межевой план, в разделе «Заключение кадастрового инженера» которого кадастровым инженером будет обосновано изменение площади, конфигурации земельного участка, местоположения уточненных границ земельного участка или будет содержатся обоснование местоположения уточненных границ земельного участка в связи с наличием реестровой ошибки. 

 

7.

технический план

пункт 19 части 1 статьи 26

Объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
Способ выявления: правовая экспертиза (анализ сведений технического плана, законодательства РФ, судебной практики).

Не формировать документы в отношении объектов, которые не являются объектами недвижимости.

 

8.

пункт 7 части 1 статьи 26

В техническом плане указаны не все земельные участки, на которых расположен ОКС.
Способ выявления: анализ представленных документов; результат загрузки технического плана на карте ЕГРН.

В техническом плане необходимо указать все земельные участки, на которых расположен объект. Представить исправленный технический план в качестве дополнительного документа к данному обращению.

 

9.

пункт 7 части 1 статьи 26

Адрес объекта недвижимости указан в техническом плане не в соответствии со сведениями и структурой, содержащимися в федеральной информационной адресной системе.  
Выявляется путем сравнения  указанной в техническом плане информации и адреса, указанного в ФИАС.

В техническом плане верно заполнить адрес/местоположение ОКСа (в структуре адреса/местоположения в поле «(приводится название поля)» указать следующее "..." (указать, как должен быть указан адрес/местоположение технического плана в соответствии со структурой XML схемы технического плана).  Заявителю представить исправленный технический план.

 

10.

межевой план, технический план

пункт 7 части 1 статьи 26

Для подготовки не применялись или применялись неактуальные сведения:
1. Сведения о пунктах исходной геодезической основе (в случае выполнения работ геодезическим методом, метод спутниковых геодезических измерений (определений) или комбинированным;
2. Сведения ЕГРН;
3. Сведения содержащиеся в документах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (при их наличии).

Указывать в межевом плане / в техническом плане в разделе "Исходные данные" реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном фонде пространственных данных, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, ЕГРН.

 

 

Ассоциация СКИ при рассмотрении обращений подразделений Росреестра сохраняет свою позицию относительно необходимости соблюдения принципов обоснованности, защиты прав и интересов кадастровых инженеров и при наличии соответствующих оснований отказывается от проведения внеплановых проверок в пользу осуществления разъяснительно-методической работы с кадастровыми инженерами.

Тем не менее, в связи с корректировкой Росреестром порядка рассмотрения СРО информации, поступающей от территориальных подразделений ведомства, в Ассоциации существенно увеличилось количество проводимых контрольных мероприятий (в том числе внеплановых проверок) по основаниям, указанным Росреестром! Указанное связанно также с сокращением периодичности предоставления информации от ТУ Росреестра.

 

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что в адрес Ассоциации регулярно поступает информация об ошибках, допускаемых кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ и подготовке кадастровых документов (межевой план, технический план, акт обследования). Обобщение и анализ подобной информации позволяют сделать вывод, что такие типовые ошибки остаются практически неизменными на протяжении многих лет и также не зависят от региона осуществления кадастровыми инженерами своей профессиональной деятельности.

Среди наиболее распространенных «типовых ошибок» с наиболее высоким относительным показателем (долей) отметить следующие:

  • Пересечение границ земельного участка с границами других земельных участков, а также с границами населенного пункта, муниципального образования, территориальных зон или лесничеств (22,1%);
  • Нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков (11,8%);
  • В межевом плане отсутствуют (или указаны неверно) сведения о кадастровых номерах расположенных на земельном участке объектов капитального строительства. В техническом плане указаны не все (не указаны или указаны неверно) земельные участки, на которых расположен объект капитального строительства (10,7%);
  • Отсутствует (либо приведено некорректно) обоснование наличия реестровой ошибки, выявленной в сведениях ЕГРН (8,9%);
  • Отсутствует (либо приведено некорректно) обоснование изменения площади, конфигурации земельного участка. Размер и площадь образуемого земельного участка не соответствуют требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков либо превышают 10% от содержащегося в ЕГРН значения площади, а также уточнение ранее уточнённой площади земельного участка (7,3%);
  • Указанный в межевом плане вид разрешенного использования земельного участка не соответствует исходному/ПЗЗ/классификатору (4,8%);

Также к наиболее распространенным ошибкам относятся «не обеспечен доступ к образуемым земельным участкам», «объект не является объектом недвижимости», «адрес объекта недвижимости указан не в соответствии с ФИАС».

Подобные ошибки и неточности безоговорочно рассматриваются органом регистрации прав (Росреестр) как нарушения установленных законом требований к оформлению кадастровых документов, несмотря на то, что большинство из них вызваны невнимательностью или применением неактуальных исходных данных (сведений о пунктах исходной геодезической основы, сведений ЕГРН, сведений государственного фонда данных и др.).

Предоставляем для сведения указанное выше Поручение руководителя Росреестра, а также письмо Росреестра от 06.05.2022 № 07-3637-МС/22 содержащее рекомендации по взаимодействию подразделений Росреестра с СРО. Просим вас внимательно изучить представленную информацию и усилить самоконтроль при выполнении работ во избежание лишних (ненужных) внеплановых проверок.

Приложение:

  1. поручение руководителя Росреестра О.А. Скуфинского от 22.04.2022 № ОС-035/22
  2. письмо Росреестра от 06.05.2022 № 07-3637-МС/22
  3. письмо Росреестра от 22.07.2022 № 18-6188-ТГ/22

 

 

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АССОЦИАЦИИ СКИ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ИЗ ТОП-10 И ИНЫХ ВИДОВ ОШИБОК

(основаны на разборе причин приостановок/отказов в ГКУ, которых можно было избежать)

 

  • Использование в работе исключительно актуальных исходных данных.
  • В случае необходимости подготовки технического или межевого плана, акта обследования для цели обращения в суд, в том числе по результатам приостановления учетно-регистрационных действий, в обязательном порядке указывать соответствующую информацию в разделе «Заключение кадастрового инженера».
  • Отражение в разделе «Заключение кадастрового инженера» иных особенностей, связанных с дальнейшим осуществлением учетно-регистрационных действий. Например, о том, что кадастровый учет изменений объекта недвижимости (во избежание пересечения границ земельных участков) может быть осуществлен только после кадастрового учета уточнения границ смежного земельного участка в результате исправления реестровой ошибки и т.п.

Указанные таким образом сведения в обязательном порядке будут учитываться в том числе при рассмотрении вопроса о необходимости проведения внеплановой проверки по факту принятия решения о приостановлении /отказе.

 

В СЛУЧАЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В СРО ИНФОРМАЦИИ ОТ ТУ РОСРЕЕСТРА

            В целях повышения осведомленности членов Ассоциации о порядке рассмотрения сообщений Росреестра о нарушениях, допущенных кадастровым инженером, повышения результативности и эффективности внеплановых проверок информируем об основных этапах проведения Ассоциацией контрольной работы (в том числе внеплановой проверки):

Выделим 4 ключевых этапа:

ЭТАП 1. УВЕДОМЛЕНИЕ ЧЛЕНА АССОЦИАЦИИ О ЗАСЕДАНИИ ДК

Все поступившие от структурных подразделений Росреестра сообщения, содержащие сведения о допущенных членами Ассоциации нарушениях кадастрового законодательства (далее - Обращения) в обязательном порядке рассматриваются на заседании Дисциплинарного комитета (далее – ДК) Ассоциации.

Задача на этом этапе – определить необходимость (целесообразность) проведения внеплановой проверки в том случае, если представленных материалов недостаточно для подтверждения наличия /либо отсутствия/ допущенного нарушения. Кроме того, в случае принятия ДК решения о необходимости проведения внеплановой проверки, на первом заседании определяется предмет проведения внеплановой проверки.

Очень важно отметить, что все решения ДК принимаются с учетом тех материалов (документов, информации), которые имеются в распоряжении Ассоциации на момент проведения заседания комитета. Соответственно, в интересах кадастрового инженера представить в Ассоциацию все имеющиеся в его распоряжении материалы (акт обследования, межевой или технический план с приложениями, схемы, планы, чертежи, проекты, выписки из ЕГРН, кадастровый план территории, письменные пояснения заинтересованных лиц и самого кадастрового инженера и др.), подтверждающие отсутствие указанного нарушения или то, что указанное нарушение было допущено по обстоятельствам, не зависящим от кадастрового инженера (заявление подано несвоевременно или ненадлежащим лицом, к заявлению не приложены правоустанавливающие документы, кадастровый инженер своевременно не уведомлен о приостановлении и т.д.), либо уже устранено (исправлено).

Указанные материалы, документы и пояснения могут быть направлены в Ассоциацию незамедлительно после получения Уведомления члена Ассоциации о заседании ДК (с приложенной к нему копией Обращения). Предоставление указанных материалов и пояснений в срок до заседания ДК может существенно повлиять на решение ДК, вплоть до отказа Заявителю в проведении внеплановой проверки в отношении кадастрового инженера.

Обращаем внимание, что Уведомление члена Ассоциации о заседании ДК поступают кадастровому инженеру в электронном виде на адрес электронной почты, внесенный в реестр членов Ассоциации, как контактный адрес для связи с кадастровым инженером. Просим следить за актуальностью электронной почты!

ЭТАП 2. ЗАСЕДАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО КОМИТЕТА.

Дисциплинарный комитет на своем первом заседании по рассмотрению поступившего Обращения (жалобы) осуществляет следующее:

- изучение поступившего Обращения (жалобы) на предмет возможности обработки представленной информации и безошибочной идентификации члена Ассоциации, допустившего нарушение (ФИО, СНИЛС, реестровый номер);

- соответствие Обращения (жалобы) требованиям «Положения об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, рассмотрения жалоб на действия своих членов, порядке применения мер дисциплинарного воздействия», утвержденного протоколом Президиума Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» от 23.05.2017 № 05/17 (в редакции протокола от 28.07.2017 № 06/173) (Далее - Прядок), в том числе с учетом писем Росреестра от 06.05.2022 № 07-3637-МС/22 и от 22.07.2022 № 18-6188-ТГ/22;

- определение и формулирование предмета проведения внеплановой проверки (какое именно нарушение допущено кадастровым инженером);

- принимает решение о необходимости (либо об отсутствии необходимости) проведения внеплановой проверки. Такое решение принимается с учетом анализа всех поступивших в Ассоциацию материалов, подтверждающих наличие или отсутствие указанного в обращении нарушения.

Принятое решение оформляется выпиской из протокола заседания ДК и направляется как заявителю, направившему Обращение (ТУ Росреестра), так и члену Ассоциации, допустившему ошибку (нарушение).

ЭТАП 3. ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ АССОЦИАЦИИ.

Выписка из протокола заседания ДК, содержащая решение о необходимости проведения внеплановой проверки является в том числе запросом дополнительных материалов, позволяющих проверяемому члену Ассоциации пояснить (доказать) что указанное нарушение явилось следствием действий, непосредственно не связанных с действиями кадастрового инженера, либо техническая ошибка была случайной, уже устранена и приняты все возможные меры к недопущению подобных ошибок в дальнейшей деятельности.

Задача кадастрового инженера на данном этапе проведения внеплановой проверки – активно участвовать в контрольном мероприятии (предоставлять пояснения, сведения о текущей ситуации, подробные и обстоятельные возражения на решения регистраторов, в т.ч. с указанием сведений о кадастровых номерах объектов недвижимости, если на момент проведения проверки их кадастровый учет был осуществлен и др.), а также оказывать содействие Ассоциации в установлении аргументов и  обстоятельств, позволяющих установить что нарушение не подтверждено, а также отказаться от применения (или смягчить) меры дисциплинарного воздействия, применяемого по результатам внеплановой проверки в случае, когда нарушение подтверждено.

Вместе с тем основной (важнейшей) задачей данного этапа проведения контрольного мероприятия (внеплановой проверки) является выявление/определение причины, по которой было допущено нарушение (использование неактуальных сведений, внесение недостоверных сведения, отсутствие взаимодействия с заказчиком, невнимательность и т.д.) и разработка порядка действий (модели поведения), который позволит в дальнейшем избежать таких ошибок/нарушений.

Необходимо отметить, что в случае отсутствия (непредоставления) дополнительной информации и материалов, решение (о подтверждении допущенного нарушения и применении меры дисциплинарного воздействия) принимается на основании сведений, имеющихся в распоряжении Ассоциации.

Кроме того, случаи непредоставления членом Ассоциации по запросу саморегулируемой организации пояснений (иных материалов, необходимых для принятия решения в рамках внеплановой проверки), расцениваются уклонением от проведения проверки, и кадастровый инженер в указанном случае привлекается к дисциплинарной ответственности.

ЭТАП 4. ПОВТОРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО КОМИТЕТА. ЗАКРЫТИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ. ПРИМЕНЕНИЕ МДВ.

На данном заседании дисциплинарный комитет изучает материалы проведенной контрольным комитетом Ассоциации внеплановой проверки, рассматривает выводы и предложения контрольного комитета о применении к члену Ассоциации меры дисциплинарного воздействия.

Рассмотрев все представленные материалы и документы, дисциплинарный орган выносит одно из следующих решений:

1) об отсутствии нарушения обязательных требований и завершении проверочных мероприятий;

2) о признании установленными нарушений обязательных требований объектом
контроля и применении соответствующей меры дисциплинарного воздействия;

3) о признании нарушений установленными, но освобождении кадастрового инженера от ответственности в связи со смягчающими обстоятельствами и\или устранением нарушений обязательных требований на момент рассмотрения.

 

Первая публикация: 05.08.2022 02:31 , Обновление: 05.08.2022 02:40